Пост-рок (англ. Post-rock) — музыкальный жанр, характеризующийся нетрадиционным использованием стандартных рок-инструментов, высокой музыкальной плотностью. Музыка пост-рока объединяет в себе элементы разнообразных музыкальных жанров, таких как эмбиент, джаз, электронная музыка, рок, экспериментальная музыка, краут-рок. Импровизация играет важную роль в пост-роке.
Термин впервые ввел российский джазовый саксофонист и композитор Алексей Козлов, в 1990 году основавший "Ассоциацию Пост-рок", объединявшую московские группы Арсенал, Вежливый Отказ, Ночной Проспект, Нюанс, Лунный Пьеро, ГЛТ. Популяризации термина способствовал английский музыкальный критик Саймон Рейнолдс (Simon Reynolds) в 123-м номере музыкального журнала The Wire определивший пост-рок как вид музыки, «где свойственные року инструменты применяются в не-роковых целях, гитары используются для создания тембров и текстур, а не риффов и аккордов» («using rock instrumentation for non-rock purposes, using guitars as facilitators of timbres and textures rather than riffs and power chords»).
Первоначально термином «пост-рок» называли музыку таких групп, как Stereolab, Cul de Sac, Laika, Disco Inferno, Moonshake и др., позже так стали называть всю инструментальную электронную музыку после 1994 года, на которую оказали влияние джаз и краут-рок. Группы начала 1990-х годов, такие как Slint, и даже 1980-х (Talk Talk) оказали большое влияние на пост-рок.
Как и многие другие музыкальные термины, «пост-рок» описывает самые разнообразные варианты звучания. Например, пост-роком называют музыку групп Tortoise и Mogwai, хотя она сильно различается.
ТОП жанра «post rock»